besshardwick

Category:

"Грубый век. Грубые нравы. Романтизьму нету", или Думы о сериале

Информация о моей книге «Записки исторической сплетницы» здесь

Сериал "Борджиа", производство Франции, Германии, Чехии, Италии (2011 год)

Внимание! Статья содержит спойлеры.

В эфире наша традиционная рубрика про исторические сериалы, которую мы сегодня даже не будем именовать «Плюнь в экран» - в виде исключения. Потому что сериал, о котором пойдет речь, вполне годный для просмотра долгими зимними вечерами. Уводит нас в чарующий мир, где властвуют безраздельно давно знакомые и иногда даже любимые герои - дружное семейство по фамилии Борджиа. Так что погодите плевать в экран - берегите технику и нервы: то и другое сейчас дорого стоит.

Видите, какой стильный красавчик с косой? Фото: ВКонтакте
Видите, какой стильный красавчик с косой? Фото: ВКонтакте

Сразу скажу следующее. Подача исторических событий в сериале не вызывает у меня как у зрителя внезапных приступов агрессии, а также смутных ощущений, что мне подсовывают какую-то неудобоваримую гадость под лозунгом «и так сойдет». Сериал производит впечатление довольно качественного продукта. Конечно, события сдвинуты во времени, основательно перемешаны, но в принципе ничего страшного, особенно в первом сезоне. Во втором уже, конечно, понеслась кобыла в щавель: например, там, где Чезаре на раз-два уделал Савонаролу, противопоставив его унылой пропаганде зажигательную мотивационную речь, которая сделала бы честь любому современному нам коучу, собирающему стадионы (типа «верьте в себя, любите себя, не позволяйте критиковать свой образ жизни и обесценивать свои достижения всяким мимокрокодилам, одетым в рясы доминиканских монахов»). Вдохновленные бесплатным сеансом бессмысленного и беспощадногокоучинга, впечатлительные флорентийцы с потрохами сдали папскому посланнику своего бывшего идейного вдохновителя, так как его программа несколько устарела и не отвечала требованиям текущего момента. На самом деле, насколько мне известно, Чезаре активно не участвовал в противостоянии Савонаролы и папы Александра, он все больше по военной части был. А тут Чезаре и швец, и жнец, и на дуде игрец, и тренер на курсах личностного роста, и следователь, и прокурор.

Чезаре. Фото: ВКонтакте
Чезаре. Фото: ВКонтакте

Кстати, о Чезаре. В начале сериала он предстает буйным трудным подростком, к тому же изрядно сбрендившим на религиозной почве. Но не все так просто, дорогие товарищи! Это персонаж, не побоюсь резких слов, живой, страдающий и ищущий (в отличие от своего брата Хуана, который просто дерево, хотя и красивое). Со склонностью каяться, истязать себя (и духовно, и физически) и жертвовать. История с принесением в жертву сына - прямая отсылка к библейской истории Авраама и Исаака. Видите ли, отец отдал его, Чезаре, церкви в надежде, что это поможет ему стать папой римским. А он не оправдал высокого доверия - не сохранил чистоту, вступил в предосудительную внебрачную связь, стал отцом. Вот и захотел исправить это возмутительное недоразумение и заодно помочь папе на конклаве, пожертвовав младенцем (оставил его лежащим в лесу над обрывом). Да вот только неувязочка вышла: жертва эта получается не то, чтобы во имя Бога, а просто для того, чтобы насквозь коррумпированный папаня Чезаре дорвался до власти. Стоит ли это того, чтобы погубить живую душу - не только младенца, но и самого Чезаре? То-то и оно. Но Чезаре в его стремлении к праведной жизни все было нипочем - даже то, что мать ребенка его с удовольствием офигачила кочергой по физиономии. Чтобы нанести хоть сколько-нибудь значимые травмы могучему организму из рода Борджиа, нужно нечто посерьезнее, чем кочерга. Эту песню не задушишь, не убьешь, как говорится.

В этой трогательной истории радует одно: дружбан Чезаре Алессандро Фарнезе на голову оказался здоров и поэтому помешал довести все эти увлекательные игры в жертвоприношение до трагического финала. Забрал ребенка из леса и вернул матери, не уведомив Чезаре. За что, конечно, после огреб, но это неважно. Приятно, что Алессандро в сериале с головой дружит: ему же еще папой становиться - и для своих детей, и римским.

Алессандро Фарнезе. Фото: ВКонтакте
Алессандро Фарнезе. Фото: ВКонтакте

Папа Александр VI, он же Родриго Борджиа, тоже, кстати, фигура неоднозначная. Искренне хочет реформировать церковь, очистив ее от всякой скверны типа взяток, лжи, разврата и непотизма. Но чтобы реформировать, надо - что? Правильно, стать папой. А как тут станешь папой, когда из желающих очередь стоит и ни один из конкурентов, собака, уступать не хочет? Приходится прибегать к лжи, подкупу и прочим вещам, естественным для прогнившей церковной системы. Так все и «заверте». Тому дай, этому дай, тем пообещай, того в тюрьму, этого в ссылку, под этого новую должность организуй… А тут еще собственные родственнички напирают - хотят участвовать в политической и административной жизни христианской столицы. До реформ ли тут? Пришлось под давлением врагов, друзей и обстоятельств становиться коварным политиком и бессовестным коррупционером, а куда крестьянину податься? Короче, тяжела папская тиара, почти как шапка Мономаха. Конклав, на котором был избран Родриго, держит в хорошем таком напряжении на протяжении двух серий. Чрезвычайно интересно смотреть.

Папа. Фото: ВКонтакте
Папа. Фото: ВКонтакте

Актеры подобраны отлично. И папа, и Че, и Хуан, и Лукреция. Второстепенные персонажи тоже не подкачали. Алессандро Фарнезе, Джулия, Адриана де Мила - я их вот примерно в таком виде и представляла. Иоганн Бурхард - это ж прелесть что такое, мой любимый персонаж! Джулиано делла Ровере всегда видела иначе, но тут он мне очень понравился, потому что у него все время такой вид, будто его тошнит. Что прекрасно согласуется с атмосферой сериала. При просмотре сцены питания умирающего папы Иннокентия VIII я была полностью солидарна с делла Ровере в его ощущениях. И сцена с переливанием крови тому же Иннокентию - тоже ничего так. А уж за сцену лечения народными средствами от лихорадки Ванноццы, ее мужа и младшего сына я хотела бы выразить глубокую и искреннюю благодарность создателям сериала. Потому что она - сцена - моментально отучила меня от дурной привычки жевать во время просмотра что ни попадя. Как отрезало. Такое даже «Метод» в свое время не смог совершить, а тут - пожалуйста! Надеюсь, это благоприятно скажется на моей фигуре и последующей социальной жизни.

На первом плане - Джулиано делла Ровере. Фото: ВКонтакте
На первом плане - Джулиано делла Ровере. Фото: ВКонтакте

Создатели сериала, надо отметить, со зрителями не сюсюкают: доступными выразительными средствами смело воссоздают существовавшую в те времена неприглядную действительность и не пытаются набросить на нее романтический флер. Кровища, грязища, внутренности, экскременты - все это наличествует на экране в достаточном количестве. Каждые пять минут кого-нибудь рубят, душат, жгут, клеймят - страшное дело. Но вот что вызывает особенно возмущение - как обошлись со специалистами по медицине.

Зачем, спрашивается, Чезаре понадобилось душить ведьму, которая успешно вылечила Ванноццу с мужем, но не сумела вылечить их сына? По тем временам два вылеченных из трех заболевших - отличная статистика. Ведьме надо было премию выписать, а не душить. Она перед смертью того Чезаре еще и прокляла. Оно ему надо в свете его обширных жизненных планов?

А еврейский доктор, который занимался переливанием крови папе Иннокентию? Ну да, технологию он применил сомнительную. Ну да, умерших доноров жалко, но не за их смерть доктор пострадал. Пострадал он потому, что реципиенту от проведенной процедуры тоже нифига не захорошело. А что такого-то? Пятнадцатый век на дворе, сама мысль о переливании крови - уже прогресс. А они сразу на специалиста набрасываются с холодным оружием наперевес. Фу такими быть.

Радует сериал тем, что там нет политически активных старушек в застиранных кокошниках и двойные свадебные обряды для мусульманина и католички не проводятся, как это случалось, например, в сериале «Испанская принцесса». И тому подобных эпизодов системы "помогите развидеть" я пока не обнаружила. Так что наблюдаю дальше. Не переключайтесь.

Часть 2 здесь

В названии использована фраза из фильма "Не может быть!" (режиссер Л. Гайдай) по пьесе М. Зощенко "Свадьба"

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic